Мұғалімдер шығармашылығы
Мауленова Салтанат Аманбековна
Учитель русского языка и литературы
(ІІІ уровень)
Предмет: литература Дата: 4.05.2017.
Класс: 8 с казахским языком обучения
Тема урока: Ч.Т.Айтматов. Роман «Плаха» (отрывок из романа.)
Цель урока: рассмотреть идейно-художественное своеобразие романа, образы главных героев, проблематику романа; воспитывать интерес к литературе, развивать критическое мышление учеников.
Ожидаемый результат: Ученики научатся рассуждать по прочитанному, рассмотрят образы главных героев, темы и проблемы, поднятые в отрывке романа, смогут высказать свои мнения по отрывку.
Тип урока: Урок закрепления темы
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, индивидуальная работа, групповая работа.
Ресурсы: Учебник, текст, задания для групп, 6 мыслительных шляп, листы бумаги, маркеры.
Ход урока:
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
І. Организационный момент
2 мин.
1.Психологический настрой
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Вот с таким хорошим настроем мы начнём урок.
2.Деление на группы.
Метод «Светофор»
-Что мы должны узнать сегодня на уроке? Поставьте цели урока.
-Сегодня на уроке мы продолжаем работу над отрывком романа Ч.Айтматова «Плаха».
Ученики желают друг другу хорошего настроения, настраиваются позитивно на урок.
Делятся на 3 группы.
Ученики ставят цели на урок.
ІІ. Опрос д/зЗнание
6 мин
Опрос домашнего задания проводиться с методом «Карандаш в середине»
<!-- [if !supportLineBreakNewLine] -->
<!-- [endif] -->Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Ч. Айтматова
Поэзия о писателе.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Понимание
2 мин.
Словарная работа
Роман называется «Плаха».
-Что же такое плаха? Как вы понимаете значение этого слова?
Учитель слушает мнение учеников и разъясняет значение этих слов.
Плаха — это возмездие (жаза), плаха — правда и истина (шындық және ақиқат).
Показать Буктрейлер
Ученики высказывают своё понимание слова «плаха», записывают в тетрадь значение этого слова.
IҮ. Новая тема урока
Применение
10 мин.
Групповая работа. Прочитать и составлять постер по частям.
I гр.-1 часть Волчица Акбара.
IIгр.-2 часть В погоне за волчицей Акбарой.
IIIгр.-3 часть Суд над Базарбаем.
Уч-ся работают в группе, обсуждают и составляют постер.
V.Закрепление
Анализ
Кубик Блума. На гранях кубика следующие вопросы
Ученики бросают и отвечают на вопросы
<!-- [if !supportLineBreakNewLine] -->
<!-- [endif] -->Синтез
Метод «Синквейн»
Акбара, Бостон, Базарбай,
Ученики составляют к данным словам Синквейн и записывают на тетрадях.
VI. Обобщение урока
Оценка
Даётся оценка произведению методом 6 шляп
Белая шляпа: Что я узнал из отрывка романа?
Жёлтая шляпа: Что было позитивным, важным в романе?
Красная шляпа: Какие чувства возникали при чтении текста?
Чёрная шляпа: Что было неясным, негативным, проблематичным?
Зелёная шляпа: Что можно было изменить в романе?.
Синяя шляпа: Обобщите высказывания других групп. Выводы по роману.
Ученики оценивают информацию, которую они получили при чтении отрывка романа, учатся критически осмысливать информацию.
VII. Оценивание
Рефлексия
Что важное в сегодняшнем дне?
Что вам запомнилось? Что понравилось на уроке?
Ученики пишут на стикерах, чему они научились на уроке.
VIII. Д/з
Написать сочинение-эссе: «Как сделать мир добрее…»
Записывают в дневниках
Рефлексия
Я провела открытый урок в 8 «А» классе по произведению Ч.Айтматова «Плаха», старалася для каждого ученика на уроках создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития, а также учитывая его образовательные потребности В рамках программы обязательным моментом в планировании для меня стало введение в план урока создание коллаборативной среды на первом этапе и, конечно же, в течение всего урока. Я продумал формы и приемы объединения групп.Первым шагом на уроке было деление класса на группы, так как в дальнейшем предполагалась групповая работа, при этом я использовал стратегию «Светофор». Создал психологическую атмосферу на уроке по стратегии «Улыбка другу». Эту стратегию я применил с целью создания и поддержания позитивного настроения - коллаборативной среды. В дальнейшем был проведён организационный момент по проверке готовности к уроку и отсутствующих в классе. Это было стадия вызова.
В стадия осмысления были проведены стратегии «Карандаш в середине», «Кубик Блума», «Синквейн», «Шесть шляп мышления».
На протяжении урока я был в роли управленца, лидера и наблюдателя. Давал возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса, предпочитали отмалчиваться, работать самостоятельно и молча, только по необходимости отвечать на вопросы. Для выявления таких ребят, распределил роли для выполнения определенных задач. В этих ролях ребята проявили себя активно, как организаторы и наставники для других учащихся, и в итоге защищали работы групп перед всем классом. Многие учащиеся «загорелись» желанием познавать новое на уроке, где они смогут делиться со своими сверстниками различными идеями, и с большим удовольствием будут ходить на уроки. Работал над созданием коллаборативной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке.
Завершили урок рефлексией «Две звезды и одно пожелание». Учащиеся высказали свое мнение по проведенному уроку: что им было понятно/непонятно, что им понравилось / не понравилось, что было легко/трудно и т.д.